Социально-психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально-психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.
Правовой основой деятельности СПС в школе являются:
· Конвенция о правах детей;
· Конституция РФ;
· Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”;
· Закон Свердловской области от 28 ноября 2001 года №58-03 “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области”;
· Концепция развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной министерством просвещения Российской Федерации от 20.05.2022 г. № СК-7/07вн;
· План мероприятий на 2022-2025 годы по реализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной министерством просвещения Российской Федерации от 20.05.2022 г. № СК-7/07вн;
· Федеральные государственные образовательные стандарты;
· Распоряжение министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»;
· Распоряжение министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
· Распоряжение министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
· Устав образовательного учреждения.
Цель: создание системы организационно-педагогических условий для успешной социальной адаптации обучающихся, формирование их личностных характеристик, отвечающих требованиям ФГОС, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития.
Задачи:
· организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимися;
· содействие в формировании эмоционально-благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах ОУ, семьях школьников и их социальном окружении;
· предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей;
· осуществление контроля над детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
· профилактика асоциального поведения, безнадзорности правонарушений среди несовершеннолетних;
· формирование навыков здорового и безопасного образа жизни;
· повышение психолого-педагогической культуры всех участников образовательного процесса.
Работа социально-психологической службы основывается на следующих принципах:
- доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
- своевременность - включение в работу службы на самых ранних стадиях;
-индивидуализация - индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
- комплексность - психологическое изучение личности и коррекция, подъем образовательного уровня, восстановление социального статуса;
-эффективность - ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь;
-преемственность - единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;
- многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы;
- интеграция - полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;
-оперативность - быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;
- репрезентативность - представительство во всех социальных группах учащихся и учет их интересов;
-адаптация - ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое
приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
Деятельность службы направлена на сохранение социально-психологического и обеспечения полноценного психического и социального развития учащихся, ориентировано как на учащихся, так и на административных и педагогических работников, их социально-педагогическую поддержку и обеспечение социально-психологического здоровья.
Организация деятельности СПС включает в себя сотрудничество психолога и социального педагога, специалистов для решения социальных задач, и всё это направлено на социально-психологическую поддержку учащихся школы. Данное сотрудничество не может существовать само по себе, поэтому необходима система в\действия с различными структурами.
Директор школы утверждает и контролирует деятельность СПС. По некоторым направлениям контроль ведёт заместитель по воспитательной работе. СПС в\действует с учителями (МО кл. руководителей, учителя-предметники), родителями (родительский комитет, родительская общественность). Всё в\действие направлено на изучение ученика, которое происходит непосредственно в ходе групповых и индивидуальных занятий и опосредовано в\действием учителей и родителей.
Сотрудники СПС осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей и учителей, администрации и педагогов.
Положение О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ
МКОУ Нижне-Иленская СОШ
Советы для родителей
по профилактике подростковых суицидов